Борис Сичкин был человеком с фантастическим чувством юмора, свято верящий в его исцеляющую силу. «Юмор спокойно может бороться с ностальгией, депрессией, инфляцией, девальвацией, с безденежьем и другими недугами. Если юмор здоровый — он обязательно победит» — эта фраза принадлежит ему. Как и другая, еще более важная: «Многие родители оставляют своим детям в наследство нефтяные вышки, фабрики, большие деньги. Это, безусловно, хорошо, но не менее важно оставить детям в наследство чувство юмора. Конечно, при чувстве юмора одна нефтяная вышка не помешает. Пусть качает нефть для смеха».
Факт №1. Буба Касторский, оригинальный куплетист, сильно постарался, чтобы все поверили и усвоили, как «Отче наш» — Борис Сичкин родился в Одессе. А где еще рождаются такие остроумные, оригинальные типы? Конечно, «у Черного моря», как пел Утесов, истинный одессит. Но разочарую — Сичкин родился не в Одессе, а в Киеве. Представлялся с юмором: «По происхождению — дворянин, так как родился во дворе. Справа от нашего двора был «Евбаз», еврейский базар — культурный центр города, напротив — колония малолетних преступников».
Факт №2. Карьеру артиста Сичкин начал рано, исключительно от нужды. Борис был самым младшим, седьмым в семье, где рождались только мальчики. Отец умер, когда ему не было и пяти лет. Чтобы хоть как-то прокормиться и облегчить жизнь матери, тяжело работающей на нескольких работах, рано начал зарабатывать. На базаре, рядом с домом, маленький Боря танцевал для… уголовного элемента Киева — домушников, карманников, которые к вечеру стекались сюда по одному или с барышнями. По их заказу он бил чечетку, плясал «Барыню», «Яблочко», рвал от души «Цыганочку», которую из всех танцев больше всего и любил. Позже к пляскам прибавились куплеты. С начинающим артистом уголовники рассчитывались натурпродуктом.
Факт №3. Любовь к цыганским танцам и азартный характер привели мальчишку в цыганский табор. К тому же базарного плясуна за плохое поведение исключили из школы, таким нехитрым способом избавившись от дурного примера, который, как известно, бывает заразительным. Табор стал для мальца университетом жизни: «С едой проблем не было, все гадали, все воровали, а потом до глубокой ночи пели и танцевали. И уже потом, став профессиональным артистом, я лихо исполнял в ансамблях и театрах цыганские танцы», — вспоминал Сичкин.
Факт №4. У него не было профессионального актерского образования, хотя все его роли в кино (а их в его портфолио более 30) отмечены актерским дарованием. До войны серьезно учился в хореографическом училище и даже выступал в составе ансамбля народного танца, а потом был призван на срочную военную службу.
С любимой и единственной женой Галиной Рыбак.Факт №5. Борис Сичкин не воевал, но на фронте выступал перед бойцами в составе ансамбля песни и пляски. И даже награжден двумя медалями — «За отвагу» и «За боевые заслуги». В армии с ним произошел случай, после которого ему грозило наказание, а в результате вышло поощрение. Как-то он перепутал батальон и угодил в самое пекло боя. Командиры не поняли и сочли его дезертиром, чуть не наказали по всей строгости военного времени, но, когда узнали, что танцор в бою не струсил, представили к награде.
Факт №6. Так петь куплеты, как Борис Сичкин, мало кто умел. Легко, артистично, свободно: «Я — одессит, я из Одессы, здрасьте! Хочу открыть вам маленький секрет…» Элегантный, остроумный король эстрады в картине Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители», сочувствующий и помогающий красным. Но мало кто знает, что еще до главного советского вестерна о Гражданской войне Сичкин блистал с куплетами в картине «Интервенция» режиссера Полоки. В «Интервенции», где также снимались Высоцкий, Золотухин, Копелян, Аросева, Борис пел куплеты, как и в своем детстве, перед бандитами. Ярко-красная жилетка на голое тело, белая бабочка на шее, на голове красная в клетку кепочка. Партнерша — его жена Галина Рыбак.
В Валиховском переулке,
Там убитого нашли,
Он был в кожаной тужурке,
Восемь ран на груди…
На столе лежит покойник,
Ярко свечи горят,
Это был убит налетчик,
За него отомстят…
Блатным куплетам, объявленным как «вокально-хореографический номер», предшествуют заразительный смех и улыбка Бориса Сичкина, которые через несколько лет уже как фирменные «по наследству» перейдут следующему его киногерою — Бубе Касторскому.
В роли принца в фильме «Варвара-краса, длинная коса». Фото: Кадр из фильмаФакт №7. Небольшая, в сущности, роль куплетиста Касторского принесет артисту неслыханную славу, радость, хороший заработок и… горе. Он много ездил с выступлениями по всей стране. А в это время Министерство культуры развернуло кампанию по борьбе с «левыми» концертами, и на Сичкина, как и на других его коллег, собрали компромат. Актера вызвали в ОБХСС, пришили статью о «хищении в особо крупном размере». Ему дали срок. В камере предварительного заключения начальник КПЗ при подчиненных издевался над известным актером: «Как ты там пел? «Я не плачу, я никогда не плачу?» Это ты в кино не плакал, а у нас здесь еще как будешь!» Около года артист провел в тамбовской тюрьме. Сразу же после освобождения с женой Галиной и сыном Емельяном он решил эмигрировать в США.
Факт №8. Жизнь в эмиграции Сичкин начал с нуля. Было непросто, а его родные даже не разбирали чемоданы, надеясь вернуться домой. Но постепенно Борис Михайлович стал сниматься в американских кинокартинах и выступать на эстраде в дуэте с супругой. За эпизодическую роль Брежнева он получил... шесть тысяч долларов. Во время съемок у него был даже отдельный домик с надписью «Брежнев». Это был самый высокий его гонорар. А за съемки в СССР в «Неуловимых мстителях» он получал всего 115 рублей в месяц. В Америке он также снялся в картинах «Никсон», «Домоуправ» и еще нескольких.
О своей жизни в США Борис Михайлович вспоминал: «Наша диаспора не очень читающая, не очень театральная. Подходит ко мне как-то один человек и говорит: «Я вас помню, когда вы были еще обаятельным». Я ему говорю: «Дурак, у меня деньги можно отобрать, но обаяние не трогай, это единственное, что у меня есть». Он не думал меня обидеть, он просто хотел со мной заговорить, но не знал, как это сделать».
В роли Брежнева в фильме «Никсон». Фото: Кадр из фильмаФакт №9. После распада СССР Борис Сичкин не раз приезжал на родину и даже снялся в нескольких фильмах. Самый популярный из них — телесериал «Марш Турецкого». А последней киноработой актера стал фильм «Последнее место жительства», вышедший на экраны в 2001 году.
Факт №10. Последний день своей жизни он провел прекрасно. «Утром он снялся в кинопробе для очередного американского фильма, в котором ему предложили сыграть роль русского мафиози, — вспоминал сын артиста Емельян. — Все прошло удачно, и отцу уже пообещали выслать сценарий. У него было чудесное настроение — ведь именно в этот день ему прислали сигнальные экземпляры его книги «Мы смеемся, чтобы не сойти с ума». Домой отец «летел на крыльях». Лифт у нас в доме не работал, и на шестой этаж он поднялся пешком. Очевидно, это стало критической нагрузкой для сердца, которое у него в последнее время сильно барахлило. Он переоделся, сел за стол и тут же уронил голову на руки. Я пытался помочь, делал искусственное дыхание, но все было кончено в одну секунду». Тело его кремировали, а урну с прахом захоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.
P.S. «О сколько людей, событий и организаций пытались отнять у меня юмор! Особенно старалась советская власть. Но ничего не вышло. Я шутил, шучу и буду шутить. Потому что я не могу иначе…» (Борис Сичкин).