В конце 60-х годов прошлого века в СССР была популярна фраза: «Одесса – это Париж, но Париж – это не Одесса».
Исходя из нее, Привозу не единожды пытались искусственно приклеить синоним «Чрево Одессы», - по аналогии с парижским рынком Les Halles. Судьба этих рынков сложилась по-разному. Центральный парижский рынок в 1972-м разобрали по фрагментам с целью последующего переноса за пределы города. Одесский же рынок принялись кардинально перестраивать лишь в 2006-м.
Коренные одесситы время от времени ворчат: мол, не тот уже рынок, что прежде; при этом продолжают «делать базар» именно здесь, а не на Черёмушках или на Новом базаре в 5 минутах ходьбы от главной улицы Дерибасовской. Ибо цены на Привозе держатся все равно ниже, чем на любом из «дочерних» городских рынков.
Периодические милицейские рейды, которые устраивались по инициативе «неравнодушных граждан», рисовали не радужную картину нравов внутри Привоза.
Параллельно с торгующими из числа жителей региона и из соседнего Приднестровья на рынке орудовали мутные нелегалы без документов. Простых селян, желающих реализовать собственноручно выращенную продукцию, щемили банды перекупщиков и рэкетиров. Одесским же обывателям, а еще прибывавшим в город отдыхающим, Привоз был интересен как неисчерпаемый кладезь местных анекдотов, воспроизводимых с характерной интонацией.
В конце июня-2022 в проходах между торговыми рядами Привоза привычного столпотворения не наблюдается. Да и на местах для продавцов видны проплешины. Все из-за сложной обстановки и взвинчивания цен на бензин и дизтопливо. Приднестровцы, прежде преодолевавшие границу с Украиной в расчете продать съестное в зажиточной Одессе значительно дороже, чем в Тирасполе или Дубоссарах, сейчас предпочитают пересидеть дома.
Те же логистические проблемы больно бьют и по продавцам, доставляющим товар из Южной Бессарабии. То есть по своим, украинским. Люди вынуждены держать завышенный уровень цен, чтобы отбить понесенные затраты на транспорт. В результате огурцы – непременный ингредиент любого набора блюд на столах одесситов – упорно не «опускаются» ниже отметки в 45 гривен ($1, 27). Отдельные продавцы ставят цену и повыше - 60 грн. ($1, 69). Вся надежда на поставки огурцов из летних теплиц жителей пригородных районов - Березовского и Одесского. Дозреют грунтовые овощи – и стоимость их спадет до 25 гривен за кило (до 70 центов).
Столь же недешевы на Привозе прочие ранние овощи. Молодая капуста урожая-2022 продается за 35-40 гривен/кг (0,98 - 1,13 доллара США), столько же стоит килограмм лука, свекла – 60 гривен (1, 69 долл.). Для сравнения: лук, купленный в Киевской или Житомирской областях, ровно вдвое дешевле.
Клубника нынче в цене не падает: от 60 до 80 гривен (от $1,69 до $2,25). Она преимущественно из Винницкой и Житомирской областей. Сами понимаете, доставка...Черешня и вишня торгуются в диапазоне от 40 до 65 гривен (1, 13 долл. - 1, 83 долл.). Опять-таки, в прежние годы и ту и другую ягоду центнерами завозили из соседних Молдавии и ПМР, стоили они значительно дешевле.
Молодой картофель «тянет» на 30-45 гривен (0, 84 долл. -1, 27 долл.), в такие же деньги вам обойдется морковь.
Литр молока – 30-35 грн. (0, 84-0, 98 центов), сметана – от 100 до 110 грн. ($2, 81-$3, 09), творог – от 65 до 120 гривен (1,83 долл. – 3,38 долл.). Говядина, в зависимости от части, - от 140 до 170 гривен ($3, 94 – $4,78). Тушку курочки можно купить за сумму от 65 до 70 гривен (1,69 долл. – 1, 97 долл.).
Чуть меньше месяца тому назад в Одессе, как и по всей Украине, вдруг пропала обыкновенная соль. «Говорящие головы» с экранов телевизоров с умным видом поясняли дефицит сложной политической ситуацией.. В социальных сетях тут же принялись «разгонять зраду» (в переводе с украинского – «предательство»), публикуя фото из супермаркетов Вены и прочих европейских городов. Якобы ставшая временно недоступной «Артёмовская соль» преспокойно продается в Европе по 2 евро за кило и выше.
Так вот, на одесском Привозе эту самую классическую каменную соль сегодня предлагают за 40 гривен, иногда за 50. Учитывая валютный курс – 37 гривен за евро – это не так уж дорого. И главное – без малейшего ажиотажа.
На крайне болезненную тему российской спецоперации на самом большом рынке города-героя стараются говорить как можно реже. Ну разве что желают покупателю при расчете «мирного неба». Падение посещаемости Привоза торгующие на рынке связывают с уменьшением числа отдыхающих из других регионов. Едут-то в Южную Пальмиру прежде всего чтобы искупаться в море. А оно небезопасно.
Не далее, как 11 июня на одном из городских пляжей трагически погиб мужчина. Он пришел позагорать вместе с женой и сыном. Пока те раскладывали вещи на песке, отец семейства вздумал замерить температуру воды. Вследствие взрыва неизвестного предмета человек получил ранения, несовместимые с жизнью.
Представители власти сняли с себя ответственность за гибель соотечественника. Дескать, мы же вас предупреждали: все побережье Чёрного моря заминировано.
На Привозе за безопасностью зорко следят бойцы Территориальной обороны. В светлое время суток они парами прохаживаются между торговыми рядами. Без оружия. На этом настояла администрация рынка – дабы не распугать и без того малочисленную публику. А у продавцов Привоза сейчас самый ходовой ответ на стандартный вопрос: «Дела? Как в Дании: людей нету, а мы в ожидании».