Завтра, 17 июля, истекает срок зерновой сделки, заключенной в июле прошлого года. Из Одессы в Стамбул, а потом в Нидерланды сегодня вышло последнее судно, имеющее необходимое разрешение на данный момент.
Каков итог в целом? Беднейшие страны получили лишь 10% кукурузы и 40% пшеницы, отправленных из украинских портов на Черном море. Остальное ушло в богатые государства, признала накануне Организация Объединенных Наций. Экспорт российских удобрений, предусмотренный сделкой, до сих пор не запущен, сообщил координационный центр в Стамбуле, мониторящий выполнение договоренностей.
Что делать России в этой ситуации? Послушаем президента.
Владимир ПутинМногие европейские страны начали отказываться от украинских зерновых. Значит, они начали дискриминировать украинское зерно. Не мы. Что касается условий, на которых мы согласились обеспечить безопасность вывоза украинского зерна, то да, там были пункты этой договоренности с ООН, согласно которым нужно было учитывать и российские интересы. Это логистика, это страхование, это движение денег, связанных с оплатой нашей продукции, и многие другие моменты. Ничего, хочу это подчеркнуть, вообще ничего не было сделано. Все — игра в одни ворота. Ни одного пункта, связанного с тем, что есть интересы Российской Федерации, не исполнено.
Несмотря на это, мы по доброй воле многократно продлевали эту так называемую сделку. Многократно. Ну, слушайте, ну хватит, в конце концов. Нам сейчас говорят: «Нет, вы сейчас в очередной раз согласитесь с продлением, а мы все-таки исполним данные вам обещания».
Мы подумаем, еще несколько дней есть, мы подумаем, как поступить. Но если нам говорят, что исполнят данные нам обещания, кстати, прописанные в том числе с ООН, а я знаю, что Генеральный секретарь и сотрудники Организации Объединенных Наций, которые занимаются этой проблемой, они искренне стремятся к выполнению в том числе и в отношении России соответствующих условий. В этом у меня нет сомнений.
Но у них ничего не получается, потому что западные страны не собираются исполнять данных обещаний. Но как одна из опций, не сначала продление, а потом выполнение обещаний, а сначала выполнение обещаний, а потом наше участие. Что я имею в виду? Мы можем приостановить наше участие в этой сделке. И если все в очередной раз говорят, что все данные нам обещания будут исполнены, ну, пусть исполнят это обещание, и мы сразу же присоединимся к этой сделке. Снова.