МОСКВА, 14 октября. /ТАСС/. Более 20 судов вышли из украинских портов после завершения зерновой сделки, еще 25 прибыли за это время в Одесскую область "под загрузку". Об этом сообщил заместитель главы правительства - министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков.
"На сегодняшний день этим (так называемым временным - прим. ТАСС) экспортным коридором воспользовалось 21 судно, а в погрузочные порты зашли 25 судов", - написал Кубраков в Facebook (запрещен в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской).
При этом, как сообщал Кубраков, после прекращения действия зерновой сделки экспортный потенциал украинских портов снизился на 40%.
После отказа России в июле этого года от участия в зерновой сделке, предусматривавшей безопасный вывоз украинского зерна по Черному морю, Военно-морские силы Вооруженных сил Украины 10 августа объявили о "временных коридорах" в Черном море для торговых судов, идущих из или в порты Черноморск, Одесса и Южный. При этом в Киеве предупредили, что на маршруте сохраняется военная угроза и минная опасность.
В начале октября премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что страна потребляет лишь 25% собранного урожая зерна, а остальные 75% планирует отправлять на экспорт, в том числе через страны Европы. Он указал, что Киев рассчитывает обеспечить экспорт за счет "путей солидарности" от ЕС, расширения возможностей портов на Дунае и "новых зерновых коридоров". Как сообщало Министерство инфраструктуры Украины, по "альтернативному зерновому коридору" в Черном море экспортируются также агропродукция и железная руда. По данным новостного сайта о горно-металлургической промышленности GMK Center на 6 октября, с середины августа было вывезено почти 90 тыс. тонн металлопродукции и более 172 тыс. тонн железорудного сырья, в частности в Китай, Египет и Испанию.
Действие зерновой сделки - заключенного в июле 2022 года соглашения о коридоре для судов с украинским зерном - прекратилось с 18 июля. В связи с этим Минобороны РФ заявило, что Москва с полуночи 20 июля будет считать все суда, которые следуют в украинские порты по Черному морю, перевозчиками грузов военного назначения, а страны флага таких судов будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне Киева.