Два сухогруза с зерном из Украины и России столкнулись в Мраморном море. Украинскую пшеницу везли в Испанию. Российское зерно пытались доставить в Израиль. Никакой политики — только бизнес.
122-метровый сухогруз HAJE HALIMEH под флагом Коморских островов с пшеницей с юга незалежной шел из порта Измаил Одесской области в испанскую Валенсию. Он спровоцировал столкновение у острова Мармара в Мраморном море с сухогрузом ASOMATOS. Тот шел под флагом Панамы. Это судно длиною в 169 метров направлялось с российским зерном из порта Кавказ на Кубани в израильский город-порт Ашдод.
Ситуация очевидна. Киев продолжает делать вид, что снабжает зерном Европу. Москва — реально кормит всех, кто действительно нуждается в хлебе.
«КП» попросила прокомментировать «судовой и зерновой» инцидент капитана Первого ранга в отставке Василия Дандыкина. Он проходил эти проливы и это море не однажды.
- Сухогруз с украинским зерном врезался в сухогруз с российским зерном - как такое возможно в Мраморном море?
- Я там ходил не раз. Для трезвого моряка и нормального судоводителя Мраморное море — оно достаточно широкое, чтобы такого столкновения не случилось. Это не Дарданеллы и не Босфор.
- То есть, случайно никак не столкнешься?
- Это фактически уже Средиземное море. Понятно, что судоводители вели два сухогруза с двух сторон, как это должно быть.
- Оба сухогруза двигались не под флагами Украины и России - они шли под флагами Коморских островов и Панамы.
- Да, они шли под флагами выдающихся мировых морских держав. Ну сейчас уже и флаги Монголии отдельные суда используют — той страны, что не имеет выхода к морю.
- Насколько плохие условия должны быть в Мраморном море в начале октября, чтобы там столкнуться двум сухогрузам?
- В октябре такие условия представить сложно. Но, например, когда у берегов Италии капитан круизного лайнера умудряется посадить его на мель — о каких условиях идет речь? Молдавская любовница капитана не является фактором смещения перспектив? Даже если в Мраморном море на тот момент возник туман - все равно станции радиолокационные по обеим берегам обязаны работать актуально по погоде.
- Октябрь, Мраморное море, туман — насколько это совместимо?
- В октябре в Мраморном море погода всегда была нормальной для судоходства. Шторма там начинаются в конце ноября - начале декабря.
- То есть, к началу зимы?
- Да. В Черном море шторма начинаются двумя-тремя неделями раньше. Но я был в Мраморном море в ноябре — погода стояла шикарная, люди загорали, корабли шли. Не думаю, что столкновение связано с неверно выбранной позицией одного из судов.
- Вы Мраморное море на этом участке лично проходили в этот период без проблем с локацией?
- Остров Мармар — он ближе европейской его части Турции. И да, там острова рассыпаны такой дробью. Но, на мой взгляд, это все же раздолбайства судоводителя , который был за штурвалом. Это серьезная ошибка моряка.
- Разница в размерах двух сухогрузов имеет критическое значение при таком столкновении?
- Там приличная разница у сухогрузов, почти в 50 метров. Длина определяет еще и ширину судна. И возможность его маневра, и варианты с осадкой. Там же разница в водоизмещении идет на тысячи тонн. Ну, если говорить о боевых кораблях: 170 метров - это уже ближе к крейсеру. И расчет по водоизмещению идет от 5 тысяч и больше.
- Береговая охрана Турции столкновение сухогрузов подтвердила — а разве такие инциденты не они должны разруливать, разве не на турках здесь часть вины?
- Вообще там должна работать лоцманская турецкая служба. Их зона отвественности идет по Босфору и Дарданеллами. Ну, а на выходе из Мраморного в Средиземное море она, эта зона ответственность, уже, наверное, может заканчиваться. И надо учитывать, что боевые корабли проходят там сами по себе, а торговые - сами по себе. Какие на сухогрузах там был лоцманы, после прохода Дарданелл, мы же не знаем. Могу предположить — лоцманов местных уже могло и не быть на выходе в Средиземноморье..
- И все на судах с зерном слегка расслабились?
- Наверное, могла быть расслабленность. По всей команде. Включая капитанов сухогрузов.
- Как часто вы проходили эти проливы и Мраморное море, чтобы делать выводы о четкости работы тамошних служб?
- Я ходил там на крейсере «Адмирал Ушаков» не раз. У нас таких ситуаций не было в Мраморном море никогда. В проливах — да, были. Там очень большое движение. Путают берег с водой - и идут на берег. Это раздолбайство. Это для новичков. Чтобы этого не случилось, должен быть хороший штурман. И нормальный капитан. Которому и в Мраморном море не надо спать в каюте.
- Какие глубины на выходе из Мраморного моря в Средиземное?
- Нормальные там глубины. Средиземное море - не Каспий. Как и Черное море - не Каспий. С берега уже идет обрыв. От 100 метров и резко больше.