Ранее применение аналогичных британских дронов демонстрировали ВСУ. А что было на сей раз? Уникальный штучный пример использования российского катера-камикадзе, или мы способны массово применять такие дроны и в дальнейшем? Об этом «МК» рассказал военный эксперт, капитан 1-го ранга в запасе Владимир Гундаров.
Сразу хотелось бы отметить, что тема морских беспилотников для российского флота абсолютно не нова. В частности, американское издание The National Interest еще в октябре 2021-го писало, что российский флот стремительно наращивает число беспилотных аппаратов, которые изменят облик и «придадут дальнейшую форму» ВМФ России. Но там речь шла о подводных безэкипажных аппаратах.
Морские беспилотники не раз демонстрировались российским ОПК и на различных оружейных выставках. В частности, различные модификации таких аппаратов можно было увидеть на последнем форуме «Армия»: «Суррогат-В», «Ведомый», «Амулет»…
А о самой крупной разработке в области морских беспилотников – ядерном беспилотном дроне «Посейдон» - всему миру рассказал лично президент Путин.
- Было бы удивительно, если бы в военной спецоперации на Украине не появились наши безэкипажные надводные и подводные аппараты, - считает Владимир Гундаров. - Проводимые ежегодно Всероссийские соревнования по подводной робототехнике – это лишь надводная часть айсберга, которая торчит из «океана секретов». Подводная часть – никому из непосвященных неизвестна. Владимир Путин, начиная с 2017 года, не раз принимал участие в совещаниях с военными именно по вопросам создания таких аппаратов. Причем совещания эти проходили даже не по одному разу в год. В ноябре 2019-го этот вопрос поднимали даже на заседании Совета безопасности РФ. Просто об этих аппаратах мало кто знает, потому что любая информация о них засекречена, пожалуй, даже больше, чем сведения о стратегических ядерных силах, которыми мы должны делиться с американцами по договору СНВ-2.
- Откуда, кем и как пускается такой подводный аппарат?
- Эти аппараты имеются у спецразведки и спецназа. Их, как правило, пускают с борта корабля. На воде у него включаются электродвигатели и система управления. Она может наводиться либо по ГЛОНАСС, либо наводится в телевизионном режиме. Так же, как наводится торпеда. Собственно говоря, такой аппарата – это та же торпеда, для которой производится расчёт курса и скорости с учётом течения, плотности, температура воды... Все эти данные вводятся ей в «мозги» и дальше эта торпеда движется самостоятельно вплоть до назначенной цели.
- В данном случае этой целью был мост в Затоке.
- Да, он автомобильный и железнодорожный. По нему всё время шли составы с оружием для ВСУ. Мы по этому мосту били ракетами, но проблема в том, что ракету, во-первых, довольно трудно сориентировать по цели, а во-вторых если она взрывается в районе полотна моста, то основная ударная волна и поражающие элементы уходят вверх. В результате на мосту остаётся дырка, которые легко заделать. Примерно с таким результатом ВСУ стреляли по Антоновскому мосту через Днепр в Херсонской области ракетами HIMARS, когда там была масса пробоин, но мост все стоял и по-прежнему мог использоваться.
Поэтому в данном случае, чтобы разрушить мост в Затоке, нам нужен был мощный заряд, который требовалось применить снизу. Конечно опору моста разрушить сложно. Эти мосты строились ещё в советское время с огромным запасом прочности, как говорится, на случай атомной войны. Однако, судя по кадрам в Сети, наш аппарат смог подорвать такой силы заряд под мостом, что он привёл к очень большим разрушениям. Передвижение грузов по этому мосту сейчас невозможно.
- Как управлялся этот дрон?
- Скорее всего, он был радиоуправляемый потому, что мало того, что аппарат четко навели на цель, но еще и довольно точно взорвали непосредственно под полотном моста. То есть операторы дрона визуально наблюдали весь этот процесс при помощи видеокамеры, установленной на аппарате. По камере они наблюдали, как аппарат зашёл под арку моста, после чего нажали кнопку и произошёл взрыв, направленный вверх. Заряд, судя по всему, был очень неслабый. Может быть полтонны, а то и тонна.
- Откуда могли пустить такой аппарат? Откуда-то из Черного моря где-то неподалеку от Одессы?
- Это можно было сделать даже из Крыма. И по видеокамере следить за продвижением беспилотника.
- Это я к тому, что, значит, не было никаких диверсантов, которые бы сидели рядом с мостом и вели дрон, наблюдая за процессом?
- Нет, конечно. Такие аппараты принадлежат диверсионным отрядам, имеющимся в составе управления флота. В данном случае Черноморского. Кстати, у диверсантов Черноморского флота с советских времен очень большие традиции. Они в своё время действовали и в Африке, и в других точках. У них есть такие подразделения. Этим же подразделениям в своё время принадлежали боевые дельфины-диверсанты. У этих подразделений имеются и всякие подводные приспособления для перевозки подводных пловцов. Там масса всего имеется, включая и те самые морские аппараты, британские аналоги которых до этого украинцы использовали против наших баз в Крыму.
- Судя по всему, сейчас у нас на флоте должен быть сделан упор на развитие таких безэкипажных средств?
- Такие средства – это, вообще-то говоря, флот следующего поколения. Вот, к примеру, американцы чётко заявили что у них 2035 году из всего состава флота порядка 25% - это будут уже безэкипажные аппараты – корабли и подводные лодки. Примерно то же самое планируется и у нас. То есть будет строиться как основной аппарат надводный корабль или подводная лодка, вокруг которого станут шнырять вот эти самые безэкипажные, «бесчеловечные» аппараты. Сегодня мы наблюдаем развитие этого процесса. В этом же направлении идет развитие и авиации, и в наземном секторе вооружений, где сейчас, к примеру, решается задача сделать безэкипажным тот же самый «Терминатор».
- А все-таки, каким конкретно аппаратом был подорван мост в Затоке?
- Не думаю, что сейчас нужно раскрывать все карты противнику на страницах газеты. Идут боевые действия и лучше, чтобы информация о том, какой именно аппарат подорвал мост, осталась секретом. Тем более, что у нас на флоте такой аппарат не единственный.