В культурном сообществе развернулась эмоциональная дискуссия. Проект «ПОЭЗОФРОНТ» опубликовал ролик, где народный артист РФ Дмитрий Певцов читает стихотворение «Солдатская молитва».
Некоторых отечественных поклонников поэзии возмутило, что стихи эти - авторства Евгении Бильченко, поэтессы неоднозначной биографии.
В 2014 году Евгения жила в Киеве и поддерживала Майдан, ее стих «Кто я?» был признан едва ли не гимном майданного протеста.
Но поездки на Донбасс и столкновение с реальностью (когда оказалось, что вовсе не Россия обстреливала жителей Донбасса, как это подавалось в украинских СМИ) в корне изменили ее мировоззрение - Евгения осознала сущность укронацизма и нашла в себе силы (с 2015 года) ярко и жестко высказываться уже против него. Она одна из немногих, кто открыто назвал украинскую власть онкобольной американской колонией, осудил обстрелы Донбасса ВСУ и события в Одессе 02.05.2014, обратилась к жителям Одессы и Донбасса с просьбой о прощении за то, что в прошлом поддерживала националистов.
После этого была подвергнута жесточайшему хейту, угрозам, преследованиям со стороны СБУ. Попала на сайт «Миротворец», но вопреки всему не изменила своей позиции, и находясь на Украине, продолжала открыто высказываться против власти и закона о функционировании «украинского языка как государственного» (2020).
Евгения черпала вдохновение в текстах русского рока и панка, называя себя воспитанницей Янки Дягилевой и Егора Летова, с идентичностью Александра Башлачева. И это проявляется не только в творчестве, но и в ее жизненных метаниях, призывах двух стран (ещё до СВО) остановить войну на Донбассе, участии в сомнительных митингах…
После нескольких лет гонений со стороны бывших соратников, растеряв практически все свое здоровье, уволенная с работы, поэтесса, выступавшая с 2016 года с пророссийской и антинацистской позиций, вынуждена была в 2022 году уехать Россию. После начала СВО она призвала украинских военных совершить государственный переворот и свергнуть действующую власть Украины.
Все ее новое творчество - про Россию и за Россию. Но новоиспеченную россиянку не спешил радушно принимать российский поэтический цех, особенно те поэты (не все!), которые знают об украинском режиме лишь понаслышке, в отличие от Евгении.
Ролик с Певцовым на ее стихи вызвал волну ненависти со стороны культурных фарисеев. Как только не склоняли поэтессу истеричные комментаторы из тех, кто безусловно все про всех знает. Выдергивались фразы из контекста прошлых высказываний Бильченко, публиковались старые фотографии с Майдана и с «правосеками»...
А период противостояния Майдану с 2016 года и новый русский период жизни поэтессы полностью игнорируются. Хотя многие патриоты России давно приняли Евгению.
По поводу Бильченко хорошо высказался Захар Прилепин: «Я не раз говорил, что в любом случае, когда кто-то из числа симпатизантов майдана или из числа ВСУ и тербатов прозревает, то этот человек перестает воевать против нас на информационном фронте или на фронте непосредственном.»
Дмитрий Певцов также аргументированно поддержал поэтессу в своих соцсетях.
Достоевский в юности был социалистом-петрашевцем, а консерватор Победоносцев - либералом, известный пропагандист и теоретик монархических идей Лев Тихомиров прошёл через искушение народовольчеством, консерватор Иван Ильин начинал с гегельянства и анархизма, в Гражданскую войну многие культурные деятели побывали и в белом лагере, и в красном.
Может быть и им всем откажем в праве на своё мнение, свой мучительный правильный выбор? Как мы собираемся расположить к себе людей, проживающих на возвращающихся территориях Новороссии, если добровольно, давно и искренне раскаявшихся не принимаем? Спасая и избавляя от гнета укронацизма мы же не собираемся предложить творческой интеллигенции вечную изоляцию на всю их оставшуюся жизнь? Мы же не можем следовать такой «интеграционной программе», иначе чем мы будем лучше нацистов?
Иногда путь к Правде занимает долгие годы - он сложен и тернист, главное - суметь до нее дойти. Бильченко это сделала. Надо относиться к этому с уважением.