Чтобы понять, почему и Запад, и Киев так исступленно цепляются за так называемую "зерновую сделку", надо иметь в виду что до начала СВО России доходы Украины от экспорта сельхозкультур составляли более 41 процента.
Для сравнения: в 2022 году нефтегазовые доходы России составили 41,6% общих доходов бюджета РФ, о чем свидетельствуют данные Счетной палаты РФ, представленные в ее заключении на утверждении отчета об исполнении федерального бюджета за 2022 год.
Попробуйте лишить Россию нефтегазовых доходов – и все, конец; впрочем, это и пытался безуспешно сделать Запад. А вот Украина теперь аналогичных доходов лишена, поэтому именно на возобновление экспорта зерна направлены все колоссальные усилия как Брюсселя, так и Вашингтона. Никакая финансовая помощь не может сравнится с доходами Украины от аграрного экспорта.
В ход идет и банальная подтасовка. Утверждается, что, дескать, в рамках «черноморской инициативы» Всемирная продовольственная программа ООН закупала 80 процентов своих закупок пшеницы в Украине, отправив более 725 000 метрических тонн пшеницы для обеспечения продовольственной безопасности в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. Звучит солидно – 80% идет голодающим! Но надо помнить, что это только закупки ООН в 725 тысяч тонн. А куда ушли остальные 32 миллиона тонн – об этом предпочитают не распространяться. Между тем, из почти 33 млн тонн зерновых в беднейшие страны в рамках "сделки" поставлено всего 1,9 млн тонн. До прекращения действия «зерновой сделки» суда совершили 1004 рейса из трех черноморских портов Украины, экспортировав 32,9 млн тонн пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла, ячменя, рапса, сои и других продуктов украинского производства. Грузы импортировались в 45 стран мира, из которых только шесть – африканские.
Украина экспортировала около 90 процентов своей сельскохозяйственной продукции через свои черноморские порты. Теперь она вынуждена искать альтернативные маршруты для экспорта, что привело к увеличению затрат на наземные перевозки, в то время как автомобильная и железнодорожная инфраструктура не оборудованы для обработки такого объема зерна, которое Украина отправляла морем. «Черноморская инициатива» предоставила Украине возможность использования для экспорта зерна Одессы, Черноморска и Южного, на которые в совокупности приходилось около половины довоенного морского сельскохозяйственного экспорта Украины. После завершения «зерновой сделки» Украина снова потеряла эту возможность.
Кроме того, Россия вынуждает Европейский Союз выступать против своих же членов из-за перераспределения украинского экспорта. Поскольку Украина увеличила объемы экспорта зерна по суше, избыток украинского зерна в соседних странах привел к резкому падению цен на зерно и вызвал протесты фермеров в Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии в начале 2023 года, которые в одностороннем порядке ввели запретительные меры, несмотря на давление ЕС (кроме Болгарии).
Ограничение сельскохозяйственного экспорта Украины открывает возможности для России получить выгоду – экономическую и политическую – от собственного сельскохозяйственного экспорта. Экспорт пшеницы из России в сезоне 2023–2024 годов, как ожидается, будет на 48 процентов выше, чем в 2021–2022 годах, и составит 49 миллионов метрических тонн, что больше, чем в любой другой стране-производителе пшеницы или в Европе. А вот Украина едва ли сумеет экспортировать 11 миллионов тонн.
Необходимо продолжать пресечение любыми средствами экспортные возможности Украины. Страдания Евросоюза о «глобальной продовольственной безопасности» не имеют никакой реальной почвы, особенно с учетом способности России полностью заместить и превзойти украинскую долю экспорта.