Сразу после выхода России из зерновой сделки обсуждалась следующая дилемма.
Если западная коалиция сделает вид, что ничего не изменилось и отправит сухогрузы в зерном, нам придется их топить. Если нам придется топить торговые суда, это подорвет наши усилия на дипломатическом фронте.
Дилемма эта возникла изначально, когда Россия начала военную кампанию в режиме "спецоперации" - ограниченных боевых действий вроде режима КТО, который 10 лет назад часто объявлялся в отдельных районах Северного Кавказа.
СВО - задало жесткую ограничительную рамку, сломать которую совсем не так просто, как кажется. Дипломатическая риторика очень превращается в публичные обязательства, которые фиксируются и прекращаются в "правила".
Западная коалиция выбрала иную идеологическую концепцию - "всенародной войны с агрессором". Эта концепция позволяет принимать максимально жесткие решения как внутри украинского государства (насильственная мобилизация, внутренний террор), так и в военной сфере (террористические акты внутри России, убийства пленных, целенаправленное разжигание ненависти к России и русским в разных странах мира).
Формат "войны с агрессором" - оправдывает всё. По крайней мере - пока.
Атака морскими беспилотниками на российское торговое судно из этой же области.
Украине даже нет нужды объясняться с "мировым сообществом". Тем более, что цель была указана американской разведкой - "СИГ" возит топливо в Сирию и находится под американскими санкциями. Стало быть - можно.
Поскольку для России стратегически важно обеспечить безопасность судоходства через Азовский пролив и в целом в Восточной части Чёрного моря, из рамок СВО всё равно придётся выходить. Ракетные удары по Рени и Измаилу - это только очень осторожные попытки прощупать почву "настоящей войны", где транспортная инфраструктура врага является приоритетной целью для атак и уничтожается в первые часы.
Пресловутые "центры управления на Украине" - из той же области.
Удар по Николаевской администрации 29 марта 2022 года - был правильным предупреждением противнику. Но потом нарисовались Стамбульские соглашения и результаты акции были обнулены.
После ночного нападения на российский танкер, снова возникает вопрос о целесообразности ограничений, в которых вынуждены действовать наши военные.
Азовские порты - это 40 млн тонн грузоперевозок.
- Ростовский - 26 млн. т, из них 7 млн. т нефтепродуктов;
- Азовский - 11 млн. т, транспортировка нефтепродуктов не осуществляется;
- Таганрогский - 3 млн. т, транспортировка нефтепродуктов не осуществляется.
Крупнейший порт РФ на Черном море - Новороссийский - 208 млн. т. Но, из этих 208 млн. только 38 млн. т - сухие грузы, в первую очередь зерно. Остальное - нефтепродукты и контейнеры.
Экономические приоритеты - чувствительное место Москвы. Экономическая стабильность внутри России - основа внутриполитической стратегии Кремля.
Ответ на украинскую атаку будет жестким, но что важно - не однократным. Начиная с 6 августа 2023 года кризис выходит на совершенно новый уровень.
Никаких "ударов возмездия" больше не будет. Начинается настоящая война.